«KАK СОХРАНИТЬ ТРАДИЦИИ?»  

Газета «Таймыр» от 9 апреля 1998г.


Под таким заголовком опубликована статья Д.Шустрова, заместителя губернатора округа по экологическим вопросам. Прочитав ее, задались вопросом: когда же от прожектов, красивых слов перейдем к делу?
Ждать реальных изменений в улучшении жизни коренных народов Таймыра уже нет сил. Годы-то уходят. И мы уходим, уходим.
Часто слышим и видим, как некоторые представители власти всех рангов чуть ли не клянутся в любви к коренным жителям округа, особенно в предвыборные кампании, а на деле никто не способен изменить ситуацию, в которой мы находимся.
Сегодня коренное население Таймыра находится в положении пасынков. Особенно пенсионеры, отдавшие свои лучшие годы, здоровье работе во благо Таймыра, а сегодня живут, как поколение, выброшенное из истории нашего дважды орденоносного округа.
Почему? Да потому что вопросы, касающиеся интересов коренного населения, всегда остаются на последнем месте. Наши власти считает более важным ремонт и асфальтирование дорог окружного центра, и решение вопроса выезда на "материк" пришлого населения, с у четом всех компенсаций за проживание в экстремальных условиях. А коронные жители что имеют?
Многие семьи коренных жителей и так пострадали в 1938 году. Не исключение и наша семья, когда нас, шестерых детей, лишили отца Евдокима Фомича, только за то, что он содержал 60 личных оленей для того, чтобы кочевать по тундре и кормить нас, вырастить. Кроме того, отобрали родовые угодья. Сегодня нас осталось двое: мне 65 будет, сестре Кристине 73 года. И что мы имеем сегодня? Подорванное здоровье, мизерную пенсию и никаких льгот. Так где же заблудились обещанные перемены, в какой омут канули?
Почему мы только и слышим констатацию фактов, что в сельской глубинке процветают иждивенчество, безработица, пьянка, высокая смертность, а конкретных дел нет. Мы, сегодняшние пенсионеры, не хотим, чтобы нас считали выброшенным поколением. На всю нашу жизнь хватает истории наших отцов и дедов, репрессированных (1937-1938 г.г.) и реабилитированных только в 1993 году.
Не мы ли, уважаемый Дмитрий Николаевич, депутаты окружной Думы, одними из первых пришли к им пять лет назад и поведали о планах нашего хозяйства «Бульчут», доказывая, что мы вместе можем сделать то, чего не можем в одиночку, мы подробно рассказали о всех видах нашей деятельности в хозяйстве, о реальности развития туризма на наших родовых угодьях. Говорили и о возрождении факторий, народных промыслов, национальной кухни. Но к нам отнеслись без понимания и даже с раздражительностью. И надо было прожить нам пять лет «среди мук и фантазий», чтобы мечты наши стали воплощаться в реальность. Но трудности, как у всех фермеров округа, остались. Продукция сдается за бесценок, вывезти ее нет средств на авиа- и автотранспорт дороговизна бензина, нет орудий лова, «бураны» старенькие, еще многого не хватает. Без охоты, рыбалки, своей традиционной пищи жить трудно, теряется смысл жизни.
Об этом так четко и верно сказал в своем выступлении наш губернатор округа Геннадий Павлович Неделим («Заполярный вестник» от 19 сентября 1996 г.): «Будущее не придет само, если не принять мер. Мы не должны забывать, что промысел дикого северного оленя, песца, рыбы - это не просто часть жизни местного коренного населения, это их первый резерв на выживание. Так давай тe-же, земляки, будем сами отстаивать этот резерв. Только тогда появится реальная возможность изменить нашу жизнь. Надо знать, что под «концепции» никогда и никто денег не даст. Разве что только Москва заплатит за разработку концепции ее автору? Хотя всем давно ясно, что строить песчаные дома, дворцы, как Манилов, - не то уже время, люди не те. Вот потому все наши начинания, потуги снизу пока безрезультатны».
Каждый должен заниматься своим делом. Ясно, что у Дмитрия Шустрова много дел, ведь он занимается экономикой округа. Мы это понимаем хорошо. А кто же конкретно занимается делами развития районов проживания коренных малочисленных народов Севера? И вообще не понимаю, зачем изобретать велосипед. Ведь был съезд малочисленных народов округа, научно-практическая конференция "Политика и практика социального и экономического (развития народностей Таймыра, которая приняла «Концепцию социально-экономического развития народностей Таймырского автономного округа до 2000 года», в том числе самый большой ее раздел "О развитии культуры народностей Севера в Таймырском автономном округе на 1900-2000 годы", где просто и ясно было все изложено и нами принято, где вписаны золотые слова: «Основные положения Концепции развития культуры народностей Севера базируются на понимании культуры, как определенной характеристики деятельности человека, выступающего субъектом исторического процесса».
С тех пор прошло девять лет. А что изменилось? Разве что новую Концепцию разработали. А надо бы прежде анализ старой Концепции сделать. Кто-то же должен отчитаться о проделанной работе, ведь Концепция стоит на контроле в администрации округа, окружной ассоциации коренного населения округа. Тем более что прежняя Концепция действует до 2000-го года, до которого осталось всего ничего.
Бог ты мой! Концепция за концепцией направлены на улучшение нашей жизни, а просвета нет. А душа тоскует по оленям, просится аргишить, и не только в будущее, но и в прошлое. Вспоминаю, как работала культработником в самом богатом нганасанском колхозе имени Отто Юльевича Шмидта, где были самые высокие трудодни, а основной деятельностью - домашнее оленеводство. Оленей насчитывалось более 6000!
А сегодня что имеем? Пастбища изгажены, олени исчезли, центральная усадьба нганасанского колхоза Усть-Боганида уходит, и самый древний народ таймырской земли, а вместе с ним и все этнические группы малочисленных народностей округа (эвенки, ненцы, долганы, энцы). Одна дорога - в никуда.
Так почему вы молчите, земляки, фермеры? Устали oт обещаний и болтовни или от того, что кто-то решил, будто созданные в округе более ста фермерских хозяйств якобы прекратили свое существование? Может, так кому-то лучше: прекратили и нет проблем?
Но фермеры живут, вернее сказать, выживают в тяжелейших экономических условиях. А благоприятные экономические условия жизни коренного населения процветают только на бумаге.
И все же, несмотря на трудности, мы пытаемся сделать все, чтобы наши дети, внуки, старики пожили на родовых угодьях, возрожденных факториях. Есть еще надежда, что все вернется на круги своя.
Нужна новая структура, которая бы занималась конкретно «моделью устойчивого развития коренного населения» и всеми насущными вопросами, в том числе и денежными. Надо возрождать факториальное обслуживание. Строить и возрождать поселения, где сконцентрированы люди семьями, развивать туризм, внедрять в эксплуатацию ветряные установки, спутниковую связь в местах проживания коренного населения.
Организовать закупку и доставку товаров первой необходимости на месте проживания промысла без каких-либо коммерческих нагрузок.
Усилить контроль над Концепцией, принятой до двухтысячного года, над выполнением правительственного постановления от 31 декабря 1997 года «О реформировании системы государственной поддержки районов Севера», где все разложено по полочкам и все предусмотрено. И не надо изобретать велосипед.

Любовь Налтанова,
почетный гражданин Дудинки,
Никита Налтанов,
народный мастер РФ.


На главную страницу
Напишите мне

Hosted by uCoz