Игры моего детства  

1. Оленьи бабки.

Ставили на расстоянии 20 сантиметров в ряд оленьи бабки. Одной бабкой на расстоянии 10 шагов по очереди их вышибали. Кто больше выбьет, тот и побеждает. Эту игру можно организовать в зале клуба или в спортзале школы.

2. Старичок.

Бойку, по-нгасански старик, Бойкунааку – старичок. В детстве мы играли так: берем от гусиного крыла самое большое перо и с основания пера завязываем круглый маленький камень. С основания он должен висеть диаметром 5 см. Можно этот камень обмотать жилкой, чтобы он не выпадал. Берем за камень и бросаем. Чье перо с камнем упадет ближе других, тот и будет Бойкунааку – старичок. Играли летом в безветренную погоду. Если есть большой зал, то можно играть и зимой.

3. Волки и олени.

Зимой на снегу, летом на земле обводим два «озера», длина и ширина которых – по семь шагов. Озера соединяются «ручьем» длиной 4 шага. Эту линию тоже обводим. Впереди в 25-30 шагах – лес, его тоже обводим. С обеих сторон озера два или один волк. Они находятся сбоку от озера, примерно посередине. По команде «Чэй!» дети – «дикие олени» - бегут между озерами. Как только переходят ручей, «волки» их догоняют. Мы знаем, что волки – плохие ловцы. Пойманный «олень» становится «волком».

4. Прыжки на одной ноге.

Правую ногу закидываем назад в согнутом виде. Левой рукой берем ее за подъем. Правую руку кладем на бедро. По команде «Чэй!» дети бегут вприпрыжку на одной ноге. Кто дальше всех проскачет на одной ноге, тот и побеждает. Эту игру можно проводить в спортивном зале. Если зал небольшой, то можно проскакивать его туда и обратно.

5. «Ухо – нога».

Чертят круг диаметром в 4 шага. Правую ногу закидываем назад в согнутом виде. Левой рукой берем ее за подъем, а правой рукой держимся за мочку левого уха. По команде «Чэй!» двое ребят толкают друг друга правым плечом, прыгая на одной ноге. Тот, кто выйдет из круга и считается побежденным.

6. Зааркань!
7.
Дети втыкают оленьи рога в снег или на землю на расстоянии 15-20 шагов, в зависимости от возраста детей. Один из играющих кидает маут на рога, если «поймает оленя», то продолжает еще арканить. Если промахивается, оплошает, то втыкает рога обратно в снег, а другой арканит вместо него. Кто больше раз «поймает» рога, тот и побеждает. Маут у играющих один. Так как мауты бывают разные, то и накид может быть разным.

8. «Однорогий олень».

Несколько детей берут по одному рогу и прикладывают к голове обеими руками, изображая однорогого оленя. На расстоянии 15-20 шагов все бегают вокруг оленевода и стараются от него вывернуться. Если он «поймает оленя», то становится оленеводом.

9. Стрелой в стрелу.

Играют летом в тихий безветренный день. Дети чертят круг диаметром в 10 шагов. У всех луки со стрелами. Они стоят за кругом, держат луки стрелой
вверх, к небу. Один стоит посреди круга, тоже в такой же позе. По команде «Чэй!» тот, кто стоит в середине круга, натягивает тетиву и стреляет прямо вверх. Те же, что стоят вокруг круга, стараются попасть в выпущенную стрелу. Кто попал, тот и считается самым метким стрелком. Игра очень сложная. Требует смекалки и чтобы каждый был хорошим изготовителем своего лука и стрелы.

10. «Быки».

Играют только мальчики. В детстве мы не раз наблюдали, как бодаются олени. Мальчики изображали это так: на снегу, на земле чертили круг диаметром в 3-4 шага. Двое становились друг против друга на коленях. По команде «Чэй!» они легонько стукались лбами и с силой толкали друг друга за черту круга. После поочередно подставляли темя. Тот, кто из них удержался в круге, обязательно побеждает. Потом еще двое «бодаются». Тот, кто победил, бодается с победителем первой пары, и т.д. Самый сильным «оленем» считается тот, кто победил всех соперников.

11. «Птичьи гнезда».

Набиралось 4-5, а иногда и до 10 игроков. Выбирали ровное место и на расстоянии 5 см делали углубления (глубиной в большой палец). Ямки были похожи на птичьи гнезда, такие, чтобы вошел маленький мяч. Становились в ряд, сделав шаг назад. Кто стоит у первого гнезда, тот и катит мяч. Если в чье-то гнездо попадает мяч, все разбегаются, а он хватает мяч и, не двигаясь с места, кидает в убегающих детей. Если в кого попадет, тот быстро берет мяч и бросает в самого ближнего. Если промахнется, то игру начинают снова, а промахнувшийся кладет возле своего гнезда камень или какой-нибудь небольшой предмет. К концу игры по фантикам исполняют то, что будет велено ведущим.

12. «Длинноухий».

В детстве мы подражали зайцам. Руками придерживали голову, пальцы изображали уши. Ноги ставили вместе. По команде «Чэй!» все, приседая, скакали вперед. Кто дальше всех проскачет, тот самый быстрый заяц.

13. Крест – накрест.

Берем две дощечки длиной 80 см, шириной 4-5 см, высотой 0,4-0,5 см. Кладем их крест-накрест (можно крест начертить). Играющий громко считает (поет) и прыгает на одной ноге крест-накрест. Руки держат за спину. Прыгая крест-накрест, нельзя задевать палочки. Кто больше сделает прыжков, тот побеждает.

14. Сильная шея.

Играют более взрослые мальчики. Чертят круг диаметром 3-4 шага. Берут широкий ремень или завязывают крепко-накрепко полотенце и надевают на шею. Руки держат за спину. Игра называется «Чья шея сильнее». По команде «Чэй!» они перетягивают друг друга за круг. Кто перетянет, тот победитель. После первых начинает другая пара. Далее второй победитель играет с победителем первой пары. Побеждает тот, кто одолеет последнего победителя.

15. Бусинки.

В команде по 5 человек или по десять. Нужны две чурки или две табуретки. На них ставим два блюдца. В них по 30 бусинок: 10 белых, 10 красных, 10 черных, две нитки с узелком на конце или завязываем любой бисер. Бегут по одному. Нанизывают белую, черную, красную бусинки. Вторые быстро выполняют то же самое задание. Кто быстрее нанижет бусинки, не перепутав цвета, та команда побеждает.

16. Через веревки.

Берут два тонких отрезка веревок длиной 50 см. Кладут на землю. Расстояние между веревками 1 метр. Играющий держит руки за спину, ноги – вместе. Чуть наклоняясь, игрок должен, не сдвигая ноги, перепрыгнуть через веревки.

17. Угадай.

Десять или более детей становятся в круг. Посредине стоит один с завязанными глазами. Его ребята крутят вокруг оси. Останавливают. По команде «Чэй!» игрок с завязанными глазами должен подойти к ребятам и угадать троих (на ощупь), назвав их имена. Если не отгадает, то ведущий решает, как его наказать. Он может спеть, станцевать, принести что-то и т.д. и т.п.

18. Колени.

В детстве я наблюдала как в свободное время играют молодежь и люди в возрасте. В этой игре меряются силами колен. Берут две чурки, играющие садятся друг против друга. Один из них сжимает своими коленями колени другого, и второй должен
усилиями своих колен раздвинуть колени первого. Если он раздвинет, то тогда второй сжимает колени первого, и тот старается раздвинуть его колени.
19. Мяч и посох.

В детстве я видела игру наподобие хоккея. Двое юношей провели две черты на ровном берегу реки Пайтурма, длиной метра два. Расстояние между ними было примерно шагов 50-60. У них был самодельный мяч, сшитый из оленьей ровдуги и туго заполненный оленьей шерстью. Имели игроки женский посох, изогнутый наподобие клюшки. Сев верхом на оленя, они ударяли посохом мяч, стараясь выбить его за черту противника.

20. Карусель на льду, или «Чыыкыллык»

Название происходит от слова «чыыкыныыр», т.е. «скрипит». В эту игру молодежь играла в лесотундре.
Берут лиственницу, примерно 1 м 50 см. Ошкуривают. Один конец заостряют, другой конец замораживают в озеро. В другой лиственнице (длиной 2 м 50 см – 3 м) делают отверстие. Эту лиственницу свободно крепят на заостренный конец замороженной в озере лиственницы. Разбегаясь, ее крутят, и получается карусель.

21. Камушки.

Играли в «кабылык» так: брали 5-6 круглых маленьких камней. Бросали один вверх. За это время подхватывали со стола один камень и ловили подброшенный. Далее снова бросали камень, вверх, подхватывали два и ловили брошенный. Затем подхватывали 3-4-5 камней. Выбывает тот, кто выронит камень или не успеет поймать подброшенный.

22. До макушки.

Для того, чтоб с малолетства ребенок знал части своего тела. Играли в «Хылаакы». Дети садились в ряд, вытянув ноги. Ведущая одной рукой проводит по пальцам ног и говорит: «Пальцы, пальцы» и т.д. Потом говорит: «Ногти, ногти» и т.д. Далее говорит: «Подошва, пятка, «каайлук» (подъем), голень, мышцы, колено» и т.д., все выше и выше. И когда скажет: «Макушка», то у любого спрашивает, чем занимается мать, бабушка или отец, сестренка. Каждый должен сразу ответить. Если тот, на кого пал выбор, замешкался, ведущая начинает игру снова, если тот, кому выпал вопрос, ответит сразу, то он становится ведущим.

23. Кто ловчей.

Играли дети и взрослых «Памит» («Кто ловчей»). Прежде, чем начать игру, договаривались, кто что подарит, если проиграет, или сколько щелчков получит по лбу. Зимой много куропаток. Брали плечевую кость куропатки, специально подсушивали. Брались за оба конца так, чтоб плоская кость была наверху, и тянули. На чьей стороне окажется большая часть плечевой кости, тот и выигрывает.


На главную страницу
Напишите мне

Hosted by uCoz